Конфуцианство      Confucianism


Введение    Introduction    English

Основные положения конфуцианства
«Направь свою волю на достижение правильного пути,
придерживайся принципов морали,
поступай в соответствии с человеколюбием».

Конфуций (Луньюй 7.6)
1) Конфуций

Конфуций (около 551-478 гг. до н. э.) родился в семье воина, в небольшом царстве Лу на востоке Китая. Он рано остался сиротой и познал нужду. Однако, по преданию, предки его были из царского рода.

В молодости он занимал небольшие должности в родном ему царстве Лу. Конфуций почитал древние традиции, он считал, что соблюдение традиций крайне важно, поэтому он досконально изучил ритуалы и церемонии. Постепенно, благодаря знанию ритуалов и музыки, Конфуций стал заметной фигурой в своем царстве. Большую часть времени Конфуций посвящал систематизации ритуальных танцев, сбору народных песен и составлению исторических рукописей.

Перешагнув сорокалетний рубеж, он решил, что имеет право преподавать. Набирая себе учеников, Конфуций руководствовался принципом «образование не признает различий по происхождению». К нему приходили люди разного положения и возраста. Преподавание не приносило Конфуцию больших доходов, но слава его росла с каждым годом.

Конфуций стремился участвовать в политической жизни, он хотел найти последователей своего учения среди правителей царства Лу, однако они не хотели править согласно его методам. В 497 г. Конфуций покидает службу и вместе со своими учениками отправляется в путешествие по стране в надежде найти достойного правителя, который одобрил бы разработанные им принципы управления. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Наконец, 14 лет спустя, Конфуций возвращается домой, чтобы посвятить оставшиеся дни распространению своего учения.

В своих воспоминаниях ученики всегда подчеркивали приверженность Учителя повседневным ритуалам: Конфуций точно исполнял 300 обрядов и 3000 правил приличия.

Конфуций не обещал дать своим ученикам сокровенное знание. Он говорил:


«Я толкую и объясняю древние книги, а не сочиняю новые;
я верю древним традициям и люблю их».

(Луньюй 7.1)

Конфуций не оставил письменного изложения своего учения. Но ученики и последователи мудреца записали его высказывания в книге «Луньюй» («Изречения»). Она представляет собой сборник отдельных афоризмов Учителя, составленный без какой-либо системы. Слова Учителя перемежаются в нем со словами 22 учеников. Как правило, изречения начинаются словами «Учитель сказал: …» и очевидно представляют собой запись устной традиции.

2) Школа Моралистов (Рю)


В китайской философии учение Конфуция называют Школой Моралистов (Рю).

Сборник изречений «Луньюй» представляет собой своего рода моральный кодекс идеального человека, целью которого является жизнь в гармонии с окружающим миром.

Главным для построения совершенного общества Конфуций считал Жэнь (добродетель, человеколюбие). Согласно Конфуцию это качество должно проявляться естественным образом и распространяться не только на правителей, но и на всех остальных людей. Осуществлению добродетели помогают приверженность традициям и осознание своего социального статуса.


Конфуций делит людей на три категории:

1. Мудрец – тот, кто воплощает в себе мудрость и учит ей.
2. Благородный человек – тот, кто в своих поступках следует истине.
3. Низкий человек – тот, кто живет без оглядки на моральные ценности.


Сборник изречений «Луньюй» описывает эталон благородного человека, праведные поступки которого должны служить примером для подражания. Согласно Конфуцию, благородный человек поступает правильно, невзирая на обстоятельства и возможные последствия.

Благо общества Конфуций видел в добронравии, которое воспитывалось на основе традиционных семейных ценностей. Согласно Конфуцию, каждый человек может стать благородным, если он будет совершенствовать себя, изучая традиции и культуру.


Ученик спросил: «Кто может считаться человеколюбивым?»
Учитель ответил: «Тот, кто обладает пятью качествами –
почтительность, терпимость, правдивость, сметливость и доброта».

(Луньюй 17.6)

Совершенствуя себя, человек должен обуздать свои страсти и порывы, живя в согласии с принципами Чжун-юн (Середины и Порядка), которые обеспечивают идеальное состояние общества и его членов. Это состояние достигается умеренностью во всем, обдуманностью поступков, неторопливостью и педантичным исполнением всех ритуалов и правил.

Свой идеал Конфуций искал в древних рукописях времен начала династии Чжоу:
в книге песен «Ши-Цзин» и в книге исторических преданий «Шу-Цзин».

Современный Конфуцию Китай раздирали междоусобицы, и он обратил свой взор в глубину веков, когда, по его убеждению, царили гармония и порядок. Таким образом, он мечтал восстановить принципы правления императоров Вень и Ву.

Духовной целью человека Конфуций считал Тянь (Небеса). Соответственно правитель назывался Тянь-цзы (Сын Неба), так как его основной обязанностью было поддержание миропорядка.

Свое учение о личных достоинствах и общественном порядке Конфуций считал Небесным, так как оно провозглашало стремление человека к гармонии со вселенной. Однако он не допускал бесплодного теоретизирования по поводу Небес, просто человек должен был осознать свою цель и воплотить ее в жизнь.

Конфуция больше интересовали земные задачи. Он не задавался вопросами о смысле жизни, о Боге, о бессмертии. Главным для него было найти путь к спокойному процветанию общества. Однако это не значит, что Конфуций не верил в Бога или духов, просто он считал духовную сферу чем-то далеким и абстрактным. Он любил говорить: «Небо безмолвствует». Этими словами он выражал очевидную для него истину, что Небо никак не проявляет себя в жизни людей. На вопрос, существует ли бессмертие, Конфуций уклончиво ответил:


«Мы не знаем, что такое жизнь, можем ли мы знать, что такое смерть?»

(Луньюй 11.11)



To be continued.


Выход!
Exit!
Луньюй (Изречения)
Lunyu (Analects)

Учение Лао-цзы
Laozi Teaching

Дао дэ Цзин (Книга о Пути)
Dao De Jing (Classic of the Way)

Йога-сутра Патанджали
Yoga Sutras Patanjali

Курс чудес
Course in Miracles

Новая Эра
New Age

Автор
Author

На главную
Home page

Извините, ссылки под красной чертой пока не работают.

Sorry, links under red line don’t work yet.


Жизнь Конфуция
Confucius Life

Учение Конфуция
Confucius Teaching

Жэнь (добродетель)
Rén (Virtue)

Ли (ритуалы и обряды)
Li (Rituals and Rites)

Ци (воплощение нравственных норм)
Qi (Realization of moral rules)

Ши-Цзын (Книга Песен)
Shi Jing (Book of Songs)

Шу-Цзин (Книга Истории)
Shu Jing (Book of History)

Мэн-цзы
Mencius

Сюнь-цзы
Xun Zi

Неоконфуцианство
Neo-Confucianism

Чжу Си
Zhu Xi

Рай
Paradise

Ад
Hades

Ангелы
Angels

Бог
God

Основные термины
Glossary


Хостинг от uCoz