Даосизм      Daoism


Введение    Introduction    English

Основные идеи даосизма
«Тот, кто свободен от страстей, видит великую тайну Дао,
а тот, кто имеет страсти, видит лишь его проявления».

Лао-цзы (Дао дэ цзин, 1)
1) Лао-цзы

Лао-цзы (переводится как «Старый мастер» или «Старый ребенок») – это скорее почетный титул, а не имя. Принято считать, что Лао-цзы жил приблизительно в то же время, что и Конфуций, и был старше его.

Согласно биографии, написанной китайским историком Сыма Цянем (2-1 век до н.э.), имя его было Ли Эр, и родился он около 604 г. до н. э. в небольшом селении царства Чу на юге Китая. Затем он перебрался в центральный Китай, в царство Чжоу и служил там историком, хранившим дворцовый архив.

Существует предание, что в то время, когда Лао-цзы работал в царстве Чжоу, к нему прибыл Конфуций и спросил его, что он думает о благородстве. Лао-цзы ответил:

«Благородный муж обладает необъятной добродетелью, а своим видом походит на глупца. Откажитесь от гордыни, напыщенных манер и необузданных стремлений. Все это наносит вред вашему телу. Это все, что я могу вам сказать».


Конфуций удалился и сказал своим ученикам:


«Птицу можно сбить стрелой, рыбу можно вытащить леской, зверя можно поймать в силок. А как изловить дракона, мне не ведомо. Сегодня я видел Лао-цзы. Не дракон ли он?»


По преданию, Лао-цзы долго жил в царстве Чжоу и изучал Дао. Однако жизнь при дворе тяготила его, поэтому он решил выйти в отставку и отправиться путешествовать. На черном быке двинулся он на запад через горный проход Ханьгу. Смотритель одной из пограничных застав остановил Лао-цзы и сказал, что он не может покинуть царство, не оставив изложения своего учения. И тогда Лао-цзы написал книгу в двух частях, насчитывающую более пяти тысяч слов, в которой разъяснил смысл Дао.

Это книга «Дао дэ цзин» – Книга о Пути и его проявлениях.

Куда дальше пошел Лао-цзы никто не знает.

Есть те, кто говорит, что Лао-цзы прожил более 160 лет, другие же говорят, что более 200 лет, ибо, изучая Дао, он раскрыл тайну долголетия.


2) Дао


Дао (в переводе с китайского «Путь») – это путь постижения законов вселенной.

У каждого человека свой путь в этом мире (свое Дао), и он должен следовать этому пути. Если человек живет в соответствии со своим Дао, то его жизнь наполнена гармонией с окружающим миром.

В космологическом смысле, Дао является первопричиной и источником творения.
Космология даосизма определяет последовательность творения следующим образом:


«Дао рождает одно, одно рождает двух, два рождают трех, а трое рождают все вещи. Все вещи несут в себе инь и ян, которые взаимодействуют в неиссякаемом потоке энергии ци».

(Дао дэ цзин, 42)

В этом смысле Дао трактуется как абсолютная, не поддающаяся описанию категория – извечный вселенский принцип.

«Дао, о котором можно говорить, не есть истинное Дао».

(Дао дэ цзин, 1)

Дао творит самопроизвольно. Проявления Дао спонтанны и осуществляются без усилий. Порождая жизнь, Дао не владеет объектами творения.

Иногда Дао сравнивают с водой. Вода нежна и текуча, но обладает потенциальной мощью: капля за каплей вода может разрушить камень.

Следовать Дао значит естественно и без сопротивления плыть по реке жизни.

3) Дэ


Китайский иероглиф Дэ имеет много значений:
духовная чистота, безупречность, сила духа, благословение свыше, милость, истина, идеал, свойство, качество; содействовать, делать правильным, приниматься, восходить.
Такое обилие значений сильно затрудняет его перевод.

В первом переводе «Дао дэ цзин» на русский язык, сделанном Д. Конисси в 1894 г. это слово переводится как добродетель, а название «Дао дэ цзин» переводится как «Трактат о нравственности».

В переводе Ян Хин-Шуна иероглиф Дэ вообще не переводится, ибо он, так же как и Дао, является специфическим термином даосизма.

Что же означает этот термин?

Дэ – это проявление, эманация Дао.

Дэ выражает жизненную силу, это энергия жизни, благодаря которой можно действовать в этом мире.


«Дао рождает вещи, дэ вскармливает их, взращивает их, воспитывает их, совершенствует их, делает их зрелыми, ухаживает за ними, поддерживает их.
Создавать и не присваивать, творить и не хвалиться, являясь старшим не повелевать. Вот что называется глубочайшим дэ».

(Дао дэ цзин, 51)

Если человек следует своему Дао, то его наполняет энергия Дэ, и он движется по своему пути без усилий.

4) У-вей (недеяние)


Книга «Дао дэ цзин» содержит еще один термин У-вей. С помощью этого термина Лао-цзы описывает поведение человека, который следует своему Дао.

Слово У-вей состоит из двух иероглифов.
У является отрицанием, а Вей имеет следующие значения:
действовать, творить, осуществлять, думать, намереваться, полагать, являться, быть.

Таким образом, У-вей можно перевести как «свободные от дел», «свободные от намерений, ожиданий оценок и сомнений», «свободные от стремления к делам», или буквально – неделание. Ян Хин-Шун переводит это слово как недеяние.

Сравните два перевода:


«Вот почему мудрый человек живет себе спокойно,
свободный от необходимости заниматься делами,
действуя, руководствуется знанием без слов».

(Дао дэ цзин, 2, в переводе Александра Кувшинова)



«Поэтому мудрый человек, совершая дела, предпочитает недеяние;
и осуществляя учение, не прибегает к словам».

(Дао дэ цзин, 2, в переводе Ян Хин-Шуна)

Если человек следует своему Дао, или, другими словами, идет по тому пути, который приготовлен именно для него, то он живет в гармонии с окружающим миром. Лао-цзы называет такого человека мудрым. Жизнь мудрого человека проходит гладко, ибо его действия согласуются с законом развития вселенной. Такие действия не требуют усилий, и могут называться «недеянием».

Выход!
Exit!
Дао дэ Цзин (Книга о Пути)
Dao De Jing (Classic of the Way)

Учение Конфуция
Confucius Teaching

Луньюй (Изречения)
Lunyu (Analects)

Автор
Author

На главную
Home page

Извините, ссылки под красной чертой пока не работают.

Sorry, links under red line don’t work yet.


Учение Лао-цзы
Laozi Teaching

Дао (Путь)
Dao (Way)

Дэ (Проявление)
De (Emanation)

Ци (Энергия)
Qi (Energy)

Мин (Просветление)
Min (Enlightenment)

Чан (Закон)
Chan (Law)

И-Цзин (Книга Перемен)
Yi Jing (Book of Changes)

Чжуан-цзы
Zhuangzi

Ли (принцип)
Li (Principle)

Ву-вей (невмешательство)
Wu wei (Noninterference)

Инь-ян
Yin-yang

Фэн-шуй
Feng shui

Рай
Paradise

Ад
Hades

Ангелы
Angels

Бог
God

Основные термины
Glossary


Хостинг от uCoz