Иудаизм      Judaism


Введение    Introduction

Основные положения иудаизма
English «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь — един.
И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим,
и всею душою твоею, и всеми силами твоими».
Второзаконие 6:4-5
1) Избранность еврейского народа

Одной из центральных идей иудаизма является идея богоизбранности еврейского народа.
Бог заключил с Авраамом завет:


«Ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма распложу тебя,
и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя.
И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими
после тебя в роды их ...
И дам тебе и потомкам твоим после тебя ... всю землю Ханаанскую,
во владение вечное; и буду им Богом».

(Бытие 17: 5-8)

Что именно Бог обещает здесь Аврааму? Многочисленное потомство, среди которого будут цари, землю Ханаанскую в вечное владение, и, кроме того, быть Богом еврейскому народу.
Похоже ли это на обещание всемирного господства? Вроде нет, ибо земля Ханаанская – это небольшой участок земли, располагающийся на западном берегу Иордана, в настоящее время поделенный между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией. Так почему же евреев обвиняют в притязаниях на всемирное господство? И почему еврейский народ на протяжении всей своей истории подвергался гонениям по всему миру?

Идея богоизбранности составляет главную отличительную черту религиозного сознания еврейского народа. В Библии есть много мест, где Господь обещает еврейскому народу особое отношение и особую любовь:


«Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой,
то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля.
А вы будете у Меня царством священников и народом святым».

(Исход 19: 5-6)

«Ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего, и тебя избрал Господь,
чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле».

(Второзаконие 14: 2)

«Если ты, когда перейдете за Иордан, будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли».

(Второзаконие 28: 1)

«И увидят народы правду твою и все цари - славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего».

(Исайя 62: 2-3)

В этих отрывках из Библии Бог называет еврейский народ святым народом, обещает поставить его выше всех народов земли и показать всем его правду и его славу. И евреи верят в свою особую миссию – миссию святого народа – привести все народы в дом Господа Бога своего, убедив их отказаться от греховного поведения и принять Тору.

Как нетрудно догадаться, представителям других народов эта идея совсем не нравится. Другие народы хотят жить по своим законам, и вовсе не намерены признавать за евреями право на руководящую роль в духовной жизни.

Кроме того, в наше время господства гуманистических ценностей, когда равенство считается одним из главных достижений современности, притязания на избранность, на особую роль в истории человечества, на привилегированное положение по отношению к Богу, кажутся странными и вызывают неприязнь по отношению к еврейскому народу. И именно это порождает гонения на евреев по всему миру.
Ибо кому может понравиться быть человеком второго сорта?
А ведь именно это и утверждает тайное мистическое учение евреев каббала, где есть положение о том, что лишь души евреев являются частицами Божественного света, а души неевреев созданы из низменной материи.


2) Грехопадение Адама и Евы


Одним из центральных понятий иудаизма является послушание. Практически в самом начале Торы, в 3-ей главе книги Бытие, рассказывается притча о грехопадении Адама и Евы.

Адам и Ева счастливо жили в садах Эдема, и Господь заботился о них. Но однажды Змей-искуситель убедил Еву съесть плод с дерева познания. Ева соблазнилась и съела плод, несмотря на то, что Господь запретил прикасаться к плодам этого дерева. Затем она дала плод мужу своему Адаму, и он тоже съел плод с дерева познания. Господь узнал об этом, разгневался и выгнал Адама и Еву из рая. И с тех пор на всем потомстве Адама и Евы лежит клеймо этого греха.

Эта притча рассказывает нам о том, как важно для Бога послушание человека. Кроме того, она показывает нам, как складываются отношения между человеком и Богом. Мы – люди изменяемся, но Он – Бог не меняется, Он вечен и постоянен, и те черты, которые были у него во времена наших праотцев, сохранились и по сей день. И какие же это черты? Во-первых, непослушание вызывает гнев Бога. И, во-вторых, за этим гневом следует наказание, неотвратимое и суровое.

Вслушайтесь в слова, которые Бог сказал Адаму и Еве:


«Жене сказал: умножая умножу скорбь твою; в болезни будешь рожать детей».

(Бытие 3: 16)

«Адаму же сказал: … проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою».

(Бытие 3: 17-18)

Не слишком ли суровое наказание на пару съеденных плодов? К тому же, Адам и Ева были его первенцами, то есть Он их очень любил, возможно, больше, чем Он сейчас любит каждого из нас. Какой вывод можно из этого сделать?

Я думаю, что эта притча говорит нам о том, что каждый человек в своей жизни встречается с искушением, и в случае, если он поддается этому искушению, то его тоже ждет наказание, неотвратимое и суровое.

Кроме того, создается впечатление, что Господь знал о том, что змей хочет обольстить Еву. Бог все видит и все слышит, следовательно, Он не мог не видеть сцены обольщения, но Он не остановил змея. Почему?
Вспомните молитву «Отче наш»:


«И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».

(Матфей 6: 13)

Это кого Иисус просит не вводить его в искушение? Бога отца. Значит, Бог может искушать человека.


3) Тора – закон, который Бог дал Моисею на горе Синай


Центральным событием в истории еврейского народа является дарование ему Торы (в переводе с иврита означает «учение, закон»).

Когда вышедшие из Египта евреи чудесным образом перешли Красное море и подошли к горе Синай, Моисей поднялся на гору Синай и получил от Бога Скрижали Завета – две каменные плиты, на которых были начертаны Десять заповедей:


«И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синай,
дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные,
на которых написано было перстом Божиим».

(Исход 31: 18)

10 заповедей Моисея:

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

(Исход 20: 2-17)

Эти заповеди легли в основу нравственного кодекса всего христианского мира.

Моисей поднимался на гору Синай несколько раз и получил от Бога много различных наставлений, касающихся богослужения и взаимоотношений между людьми. Бог дал Моисею подробные указания, каким образом следует построить скинию (место жертвоприношений и хранения ковчега) и ковчег (место хранения Скрижалей Завета). Кроме того, Моисей получил от Бога подробный свод законов, регулирующий все сферы жизни иудеев. Моисей записал все эти законы и указания, вместе с историей установления Завета между Богом и еврейским народом, в пяти книгах Торы (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие).

В иудаизме Тора считается великим даром Господа, ибо с момента получения Торы началось формирование еврейского народа. А Моисей считается главным пророком еврейского народа, отцом всех последующий пророков.

Для иудея Тора является центром его религиозной жизни. Она выражает Божественную волю и дает закон, устанавливающий нормы поведения человека. Каждый еврей должен изучать Тору и почитать тех, кто обучает Торе и знает ее. Евреи считают, что Тора содержит замысел Творения и, таким образом, указывает человеку путь жизни.


Для еврея цель жизни заключается в осознании истинного смысла Торы и в соблюдении всех ее правил и предписаний.


Еврейские комментаторы Торы считают, что она имеет много уровней понимания, то есть буквальное понимание Торы не раскрывает ее подлинного смысла.


Они выделяют 4 уровня понимания текста:

1) первый, самый поверхностный уровень – это буквальное толкование текста;
2) второй уровень – это смысл, извлекаемый при помощи намеков, содержащихся в тексте;
3) третий уровень – это толкование текста при помощи логических и софистических построений;
4) четвертый, самый глубокий уровень – это тайный каббалистический смысл текста, доступный лишь избранным.



To be continued.


Выход!
Exit!
Автор
Author

На главную
Home page

Извините, ссылки под красной чертой пока не работают.

Sorry, links under red line don’t work yet.
Тора
Torah

Талмуд
Talmud

Мессия
Messiah

Монотеизм
Monotheism

Исход
Exodus

Храм
Temple

Израиль
Israel

Закон
Сanon

Авраам
Abraham

Моисей
Moses

Соломон
Solomon

Давид
David

Исайя
Isaiah

Иов
Job

Рай
Paradise

Ад
Hades

Ангелы
Angels

Каббала
Kabbalah

Иегова
Jehovah

Левиты
Levites

Хасиды
Hasidic Jews

Сионизм
Zionism

Основные термины
Glossary


Хостинг от uCoz