|
Христианство      Christianity |
Притчи Иисуса (толкование)   Jesus Parables Interpretation English |
1 – Притча о талантах (Матфей 25: 14-30)
The Parable of the Talents (Matthew 25: 14-30) Прослушать Притчу о талантах 14 Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: 15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. 16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; 18 получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего. 19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. 20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. 21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. 23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, 25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. 26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; 27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; 28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, 29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; 30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! В этой притче Иисус призывает нас не зарывать свои таланты в землю, ибо настанет время, когда нам придется дать ответ за то, как мы использовали дары, полученные от Бога. Каждый человек получает от Бога духовные дары. Прежде всего, это наши способности, которые мы получаем при рождении: один человек прекрасно поет, другой хорошо играет в теннис, а третий обладает даром организатора и может организовать производство, спортивную команду или религиозную общину. Психологи утверждают, что большую часть наших способностей мы получаем на генетическом уровне: если у вас нет ни голоса, ни слуха, то вы, вряд ли, станете Шаляпиным или Паганини. Ни для кого не секрет, что люди обладают разными способностями. И это хорошо, ибо так мы можем все вместе – и каждый на своем месте – жить в этом мире. Господь одному дает пять талантов, а другому только один. Почему? Нам это кажется несправедливым. Но так устроен мир – Бог не хочет, чтобы мы были одинаковыми, вероятно, Он любит разнообразие. Однако, и один талант – это очень много: каждый из нас имеет по две руки и две ноги, мы видим, слышим, говорим, мы даже умеем думать – разве этого не достаточно? И если один красив, как Аполлон, а другой безобразен, как Квазимодо, у одного сладкий голос и идеальный слух, а другому медведь на ухо наступил – это уже не так важно. От каждого из нас Господь ожидает плодов духовных в соответствии с его способностями – от того, кому он дал пять талантов, и спросится в пять раз больше. Если мы начнем выяснять, почему Бог нам не дал одного или другого, то мы уподобимся «рабу лукавому и ленивому», который не нашел ничего лучше, как предъявлять Господину претензии: «ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал», а это может вызвать лишь отрицательные последствия. Вспомните Сальери из «Маленьких трагедий» Пушкина: он считал, что Господь незаслуженно одарил Моцарта талантом композитора. Сальери завидовал тому, что Моцарт играючи мог написать музыку поразительной красоты, а сам он трудился целый день, и не мог написать ничего подобного. Эта зависть разъела душу Сальери – и он отравил Моцарта. Его известная фраза: «Все говорят: нет правды на земле, но правды нет и выше» – это упрек, обращенный к Небесам. Он продолжает:
Этот упрек отражает обиду гордого человека на неравенство, которое существует между людьми из-за разной степени их одаренности при рождении. Но кто сказал, что мы должны быть равны? Это всего лишь наше желание, которое идет вразрез с действительностью, определенной Богом. Самое большое непонимание вызывает фраза: «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Это непонимание связано с тем, что люди связывают это с благами «мира сего» – с богатством и властью – и думают, что богатые и власть имущие станут еще богаче и могущественнее, а у бедных и беззащитных отнимется и то, что они имеют. Однако, не надо забывать, что притчи Иисуса рассказывают нам о Царстве Небесном: здесь Господин – это Господь Бог наш, который во время последнего суда будет спрашивать с нас ответ за прожитую жизнь. Наша задача состоит в том, чтобы умножать духовные дары: полученные от Господа таланты – ум, творческие способности, нравственные и физические силы – мы должны применить для возрастания славы Божией, а не для приобретения богатства или власти на земле. Человек, который трудится во славу Божию, стяжает Духа Святого – и на нем пребывает благодать Божия. А человек, который трудится для себя, приобретает лишь материальные блага, которые нельзя забрать с собой в Царство Небесное. Таким образом, следует понимать: «всякому имеющему (благодать Божию) дастся (возможность войти в Царство Небесное) и приумножится (эта благодать, ибо в Царстве Небесном нас ожидает блаженство), а у неимеющего (благодати Божией) отнимется и то, что имеет (ибо в Царство Небесное он не войдет, а все материальные блага существовать перестанут)». Не зарывайте свои таланты в землю – Стяжайте Духа Святого Божиего – и в награду вы получите Царство Небесное. To be continued. На главную Home page |
Новый Завет New Testament Ветхий Завет Old Testament Христианство Christianity Исихазм Hesychasm Монашество Monkhood Валаамское монашество Valaam Monkhood Автор Author На главную Home page Извините, ссылки под красной чертой пока не работают. Sorry, links under red line don’t work yet. Чистилище или мытарства? Purgatory or Torments Страшный суд Last Judgment Преображение Господне Transfiguration of Jesus О воплощении Incarnation of Christ Пресуществление или преложение? Transubstantiation or Alteration О предопределении Predestination and free will Нагорная проповедь Sermon on the Mount Царство Небесное The Kingdom of Heaven Христианская мистика Christian Mysticism О троице Trinity Августин Аврелий Saint Augustine Жизнь Иисуса Jesus's life Путь Иисуса Jesus's way Евангелие The Gospel Католицизм Catholicism Православие Orthodoxy Протестантизм Protestantism Лютеранская церковь Lutheran church Англиканская церковь Anglican Church Баптисты Baptist church Евангелисты Evangelical Church Католические ордена Catholic orders Православные святые Orthodox Saints Ад Hades Рай Paradise Ангелы Angels Бог God Основные термины Glossary |