|
Буддизм      Buddhism |
Третья проповедь Будды Редакция Надежды Богдановой English |
Рассуждение о Взаимозависимом происхождении
Пратитья-самутпада Сутра Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи, в Роще Джеты, в монастыре Анатхапиндики. И там Благословенный обратился к монахам: Монахи, я объясню вам взаимозависимое происхождение. Послушайте и хорошо обдумайте то, о чем я вам расскажу. Что такое, монахи, Взаимозависимое происхождение? 1) Корнем возникновения страданий является неведение (авидья) относительно истинной природы вещей. 2) Из неведения возникает сформированный опыт (самскара). 3) Из сформированного опыта появляется сознание (виджняна). 4) Из сознания возникают имя-и-форма (нама-рупа). 5) Из имени-и-формы появляются шесть органов чувств (шад-аятана). 6) Из шести органов чувств возникает контакт (спарша). 7) Из контакта появляется чувствование (ведана). 8) Из ощущений возникает жажда (тришна). 9) Из жажды появляются цепляние и удержание (упадана/праявастхана). 10) Из цепляния и удержания возникает становление (бхава). 11) Из становления появляется рождение (джати). 12) От рождения возникают старение и смерть (джара-марана). Так появляются несчастья и тревоги, боль, горе и отчаяние, и возникает вся совокупность страданий (дукха). Вот что называется Взаимозависимым происхождением, монахи. И что такое, монахи, старение и смерть? Любое увядание, дряхлость, разбитость, упадок жизненной силы, ослабевание способностей в той или иной сфере – это и называется старением. Любое прекращение, разрушение, исчезновение, прекращение жизненной силы любых существ в той или иной группе называется смертью. И что такое рождение? Любое появление, начинание, происхождение, возникновение, появление совокупностей и обретение чувственных опор различных существ в той или иной группе называется рождением. И что такое становление? Есть три вида становления – становление в мире чувств, становление в мире форм, становление в мире без форм. Это называется становлением. И что такое цепляние и удержание? Есть четыре вида цепляния – цепляние к чувствам, цепляние к воззрениям, цепляние к обетам и практике, цепляние к идее о своем «Я». Это называется цеплянием. И что такое жажда? Есть шесть видов жажды – жажда к формам, жажда к звукам, жажда к запахам, жажда к вкусам, жажда к тактильным ощущениям, жажда к идеям. Это называется жаждой. И что такое чувствование? Есть шесть видов чувствования – чувствование глазом, чувствование ухом, чувствование носом, чувствование языком, чувствование телом и чувствование умом. Это называется чувствованием. И что такое контакт? Есть шесть видов контакта – контакт глаза, контакт уха, контакт носа, контакт языка, контакт тела и контакт ума. Это называется контактом. И что такое шесть органов чувств? Шесть органов чувств – это глаз, ухо, нос, язык, тело и ум. Это называется шестью органами чувств. И что такое имя-и-форма? Чувство, восприятие, намерение, контакт и внимание – это называется именем. Четыре великих элемента и форма, основанная на четырех великих элементах, – это называется формой. Вот что такое имя-и-форма. И что такое сознание? Есть шесть видов сознания – сознание глаза, сознание уха, сознание носа, сознание языка, сознание тела и сознание ума. Это называется сознанием. И что такое сформированный опыт? Есть три вида сформированного опыта – телесный опыт, словесный опыт и умственный опыт. Это называется сформированным опытом. И что такое неведение? Неведение – это незнание Четырех Благородных Истин: истины о страдании, истины о причинах страдания, истины о прекращении страданий и истины о пути, ведущем к прекращению страданий. Это и называется невежеством. И как, монахи, можно прекратить Взаимозависимое происхождение всего того, что порождает страдания? Если полностью избавиться от привязанностей и прекратить так неведение, то прекратится и сформированный опыт. С прекращением сформированного опыта прекращается сознание. С прекращением сознания прекращаются имя-и-форма. С прекращением имени-и-формы прекращаются шесть органов чувств. С прекращением шести органов чувств прекращается контакта. С прекращением контакта прекращается чувствование. С прекращением чувствования прекращается жажды. С прекращением жажды прекращаются цепляние и удержание. С прекращением цепляния и удержания прекращается становление. С прекращением становления прекращается рождение. С прекращением рождения прекращаются старение и смерть. Так исчезают несчастья и тревоги, боль, горе и отчаяние, и прекращается вся совокупность страданий (дукха). Так сказал Благословенный. И монахи с радостью в сердце приняли сказанное им. 1) Авидья (в переводе с санскрита: неведение, незнание, невежество) Авидья – это незнание истинной природы вещей. В индийской философии авидья является главным препятствием для выхода из круга перерождений (сансары). Авидья – это не отсутствие какой-либо информации, а неправильное представление о себе самом и о природе реальности, которое заставляет человека рождаться снова и снова, и таким образом постоянно испытывать страдания. В индуизме авидья уничтожается через изучение «Вед» и, в особенности, «Упанишад», которые разрушают обычный стиль мышления и указывают путь к освобождению. В буддизме авидья уничтожается через полное познание Четырех Благородных Истин, которые открывают путь к просветлению. 2) Самскара (в переводе с санскрита: сумма сделанного) Самскара – это совокупность впечатлений, оставленных в уме человека его действиями или внешними обстоятельствами. В индийской философии считают, что все действия и события оставляют отпечатки в уме человека, они запечатлеваются в его сознании и проявляются при первом удобном случае. Эти отпечатки не пропадают при смерти человека, а служат зачатками его наклонностей в будущей жизни. Таким образом, самскара представляет собой совокупность привычек и стандартных реакций, которые проявляются рефлекторно на бессознательном уровне, то есть это своеобразные «родимые пятна прошлого», которые формируют наше сознание в настоящем. 3) Виджняна (в переводе с санскрита: сознание, различение, различающее познание) Виджняна – это способность к познанию, связанная с различением истинного и ложного, а также с определением места и роли каждого элемента в системе мироздания. В буддизме виджняна отождествляется с сознанием, обозначая, в широком смысле, всю интеллектуальную активность, а в узком смысле – шесть видов чувственных восприятий: зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, осязательное и ментальное. To be continued. Выход Exit |
Буддизм
Buddhism Первая проповедь Будды The first sermon of Buddha Четыре Благородные Истины Four Noble Truths Восьмеричный Путь Noble Eightfold Path Вторая проповедь Будды The second sermon of Buddha Йога-сутра Патанджали Yoga Sutras Patanjali Дао дэ Цзин (Книга о Пути) Dao De Jing (Classic of the Way) Луньюй (Изречения) Lunyu (Analects) Курс чудес Course in Miracles Новая Эра New Age Индуизм Hinduism Автор Author На главную Home page Извините, ссылки под красной чертой пока не работают. Sorry, links under red line don’t work yet. Жизнь Будды Buddha's life Путь Будды Buddha's way Традиционный буддизм Traditional Buddhism Ключевые концепции Main ideas Махаяна Mahayana Хинаяна Hinayana Тибетский буддизм Tibetan Buddhism Тхеравада Theravada Дзэн-буддизм Zen Buddhism Дхаммапада Dhammapada Алмазная сутра Diamond Sutra Джатаки Jataka tales Мистика Mysticism Ад Hades Рай Paradise Ангелы Angels Бог God Основные термины Glossary На главную Home page |