|
Христианство      Christianity |
Исихазм – сердце Православия English |
В переводе с греческого языка слово исихазм означает «покой, безмолвие, отрешенность».
Исихазм – это православная мистика. В широком смысле, мистика – это религиозное ощущение мира, осознание того, что кроме видимого, материального мира существует невидимый, духовный мир. Николай Бердяев называл мистику реализмом, потому что она правильно отражает всю полноту действительности, в отличие от позитивизма, который видит только материальную часть мира. По сравнению с западным христианством, которому ближе рациональный, схоластический подход, православию в большей степени свойственен мистический взгляд на мир. Епископ Каллист Уэр пишет («Священное Предание: источник Православной веры»): «Всякое истинно православное богословие мистично: как мистицизм в отрыве от богословия становится субъективизмом и ересью, так и богословие в отрыве от мистицизма вырождается в сухую схоластику, академичную в дурном смысле слова». Владимир Лосский («Очерк мистического богословия») пишет: «Восточное предание никогда не проводило резкого различия между мистикой и богословием, между личным опытом познания Божественных тайн и догматами, утвержденными Церковью». В более узком смысле, мистика – это религиозная практика, целью которой является Богообщение. Таким образом, исихазм – это аскетическая практика православных монахов, направленная на Богопознание и Богообщение. Идеи исихазма появляются в аскетических трудах Св. Отцов уже в первом тысячелетии. Однако теоретиком исихазма считается Григорий Палама, живший в XIV веке. Он родился в аристократической семье и получил хорошее образование, но оставил светскую жизнь и удалился на Святую гору Афон, где вел подвижническую жизнь, занимаясь богословием. Основным его трудом считается «Триада в защиту священно-безмолвствующих». Целью практики исихазма является созерцание нетварного Божественного света, который видели ученики Иисуса во время Его преображения на горе Фавор. В основе философии исихазма лежит представление о том, что, несмотря на то, что Бог не познаваем, Его Божественные энергии можно созерцать – ведь ученики видели Фаворский свет. И, согласно Григорию Паламе, это видение Бога является вершиной Богообщения и превышает знание Бога, которое дается богословием: «Богословствование столь же уступает этому видению Бога в свете и столь же далеко от общения с Богом, как знание от обладания. Говорить о Боге и встретиться с Богом не одно и то же». «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18), но благодать Божия пронизывает весь мир, и исихасты видят несотворенную и невещественную деятельность Божию. В основе практики исихазма лежит «умное делание», то есть, делание в уме, которое заключается в постоянном чтении про себя покаянной молитвы, чаще всего Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Монахи постоянно молятся этой молитвой, постятся и часто причащаются. Постоянное пребывание в молитве позволяет им остановить внутренний диалог, то есть прекратить беспорядочное течение мысли и достичь состояния внутреннего безмолвия, которое дает возможность услышать голос Бога. В этом состоянии наступает единение с Богом и появляется «ревность о богоугождении» (Феофан Затворник), то есть твердая решимость, несмотря ни на что, быть с Богом и исполнять Его волю. Никифор Уединенный («Слово о трезвении и хранении сердца») говорит, что для созерцания Божественного света необходимы две вещи – трезвение и молитва. Трезвение – это внимательное отношение к своим греховным помыслам и противостояние им. Человек начинает видеть свои грехи и бороться с ними, а молитва уже побеждает грех окончательно. В практике исихазма сначала надо отречься от злоупотребления материальными благами – едой, одеждой и другими вещами, вызывающими в человеке стремление ими обладать. Затем нужно направить энергию своего ума внутрь самого себя и сосредоточить внимание на своей душе, стремящейся к Богу. Надо постоянно следить, чтобы ни в одном уголке души не возникало греховных помыслов – это начало созерцания. Для удержания своего ума на созерцании Бога надо повторять Иисусову молитву. Молитву надо повторять постоянно, чтобы никаких иных помыслов в уме не появлялось. Практика исихазма приводит человека в состояние умиротворения. Многие исихасты рассказывали о появившихся у них способностях к общению с ангельскими сущностями. Также известны истории об афонских монахах-исихастах, которые обладали чудесными способностями. Во всяком случае, сами исихасты руководствуются евангельским принципом, что «истинная вера и горы может переставлять». To be continued. Выход Exit |
Христианство Christianity Притчи Иисуса (толкование) Jesus Parables Interpretation Монашество Monkhood Валаамское монашество Valaam Monkhood Автор Author На главную Home page Извините, ссылки под красной чертой пока не работают. Sorry, links under red line don’t work yet. Жизнь Иисуса Jesus's life Путь Иисуса Jesus's way Притчи Иисуса Jesus's parables Евангелие The Gospel Католицизм Catholicism Православие Orthodoxy Протестантизм Protestantism Лютеранская церковь Lutheran church Англиканская церковь Anglican Church Баптисты Baptist church Евангелисты Evangelical Church Католические ордена Catholic orders Православные святые Orthodox Saints Мистика Mysticism Ад Hades Чистилище Purgatory Рай Paradise Ангелы Angels Бог God Основные термины Glossary |