Христианство      Christianity



Монашество    Monkhood

English
1 – Призвание или промысел Божий

В переводе с греческого языка слово монах означает «одинокий, ведущий уединенную жизнь».

Монашество – это общинная жизнь с соблюдением обетов бедности, целомудрия и послушания в соответствии с определенным уставом и отрешенностью от мирской суеты.

К монашествующим также причисляют отшельников, членов монашеских братств и вообще всех, кто принес монашеские обеты.

Монашество – это призвание, или, другими словами, промысел Божий.

Одни люди любят, когда весело, шумно и многолюдно, а другие, напротив, любят тишину, спокойствие и одиночество. И эти пристрастия определяются генетически, то есть, Господь предопределяет склонность человека к монашеству или к семье. При этом и те, и другие могут вести праведную жизнь.

У христианина есть выбор – либо вступить в брак и нарожать детей, либо дать обет безбрачия и вести монашескую жизнь, отказавшись от секса и от детей.

Современный человек нашел и третий путь – он спит с кем попало, от случайных связей рожает детей, затем бросает их и ищет новые связи – в результате он всю свою жизнь живет в грехе, и, растратив все свои силы в бесплодной погоне за удовольствиями, в грехе и умирает.

Однако, это не наш путь – этот путь неприемлем для христианина – христианин должен сделать выбор между христианским браком и монашеством.

Аскетические труды Святых отцов учат:

В начале своего пути к Богу человек должен освободиться от привязанностей мира сего.

Подумайте, к чему люди привязаны сильнее всего? Прежде всего, это их близкие – родители, муж или жена и дети. Будет ли мать иметь покой в душе, если у нее болен ребенок? Будет ли спокоен отец, если его сын курит, пьет и ворует?

Один раз выбрав брак, человек берет на себя обязательство всю жизнь отвечать за своих детей. А разве бывают дети без проблем? Я как-то смотрела программу про наркоманию, и до сих пор не могу забыть глаза женщины, которая одна воспитала двух сыновей, и они оба стали наркоманами. Но, конечно, делая свой выбор, мы считаем, что уж нас-то это не коснется. В настоящее время каждый второй брак распадается, но молодой человек, выбирая брак, думает, что это не про него, что у него-то все будет в порядке. И спрашивается, почему? Почему он так думает?

Иисус не имел ни семьи, ни детей. И если мы хотим быть, как Он, то нам тоже лучше жить в воздержании. Этот призыв отчетливо звучит в посланиях апостола Павла:

«Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие».

(1 Кор. 7:29)

«Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;
А женатый заботится о мирском, как угодить жене».

(1 Кор. 7:32-33)

Ответим ли мы на этот призыв апостола Павла? Это зависит только от нас – Господь подарил нам свободу – и нам выбирать, чего мы хотим: тихого семейного счастья или тернистого пути к Богообщению, которое и является нашим истинным призванием.

2 – Возникновение монашества

В первые века христианства почти все верующие вели праведную жизнь, какую требует Евангелие. Но среди верующих были люди, которые искали высшего подвига. Они, по примеру апостолов Павла, Иоанна и Иакова, добровольно отказывались от имущества и принимали на себя обет девства. Они проводили время в непрестанной молитве, посте, воздержании и труде, хотя и не удалялись от мира, а жили вместе со всеми. Такие люди назывались аскетами или подвижниками.

С третьего столетия, когда, из-за быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан ослабевает, подвижники удаляются жить в горы и пустыни. Там, вдали от соблазнов мира сего они ведут строгую жизнь в воздержании и молитве. Такие удалившиеся от мира отшельники и положили начало монашеству или иночеству, то есть иному образу жизни.

Основателем христианского монашества считается Св. Антоний Великий (ок. 250 - ок. 356). Он родился в коптской семье, у богатых родителей, которые воспитали его в христианской вере. Когда ему было 20 лет, его родители умерли. По преданию, войдя в храм, он услышал евангельские слова:

«Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах».

(Мф. 19:21)

Он так и сделал, и поселился отшельником в пустынном месте на берегу Нила. Там он прожил около 20 лет. Св. Антоний проводил дни в молитве и в работе, он постоянно читал Св. Писание и заучивал его наизусть. По преданию, Антоний испытывал тяжкие духовные страдания, так как дьявол искушал его много раз.

В конце концов, Антоний восторжествовал над дьяволом, и молва о его святости распространилась повсюду. В результате у него появились ученики, которые стали селиться в кельях недалеко от него.

В 305 г. Антоний, по просьбам своих учеников, нарушил свое уединение и согласился наставлять их в аскетической жизни – так появилась первая община отшельников.

Впоследствии в Египте стали появляться другие общины отшельников, и это положило начало новой, полуотшельнической формы монашеской жизни. Самые строгие отшельники жили в уединенных кельях, расположенных так, чтобы их обитатели не могли ни видеть, ни слышать друг друга. Другие монахи собирались в церкви по субботам и воскресеньям. Некоторые ежедневно собирались по трое или четверо для совместного чтения псалмов, и иногда посещали друг друга, чтобы побеседовать на духовные темы.

В 318 г. Св. Пахомий положил начало новому типу монашеской жизни – общежительному монашеству. В Тавенне (Южный Египет) он создал первую киновию (монашеское общежитие), где монахи стали жить вместе в монастыре. На каждого монаха возлагалась определенная работа, и монастырь полностью обеспечивал себя всем необходимым. Совместные трапезы, в которых монахи могли участвовать по желанию, совершались дважды в день, однако те, кто не желал в них участвовать, получали еду в своих кельях. Образ жизни монахов еще не был регламентирован, так как в то время не было устава – общего правила монашеской жизни.

Процесс формирования общежительного монашества завершил Св. Василий Великий (около 330 – 379). Сначала он поехал в Египет, чтобы изучить жизнь монахов. Ему больше понравился общежительный тип монашеской жизни, и он написал устав, который требовал, чтобы монахи в установленные часы собирались вместе на молитву и совместные трапезы. Монастыри с такими уставами распространились по всей Греции, а затем и в славянских странах. Однако некоторые монахи по-прежнему вели жизнь отшельников.

Запад впервые познакомился с монашеством при помощи Св. Афанасия Великого (около 298 – 373), епископа Александрийского, вынужденного бежать в Рим в 339. Годом позже Евсевий, епископ Верцеллы в Северной Италии, предписал духовенству своего собора вести киновийный образ жизни, впервые объединив статус клирика с монашеским статусом. Св. Августин (354 – 430) сделал то же в отношении своего духовенства, когда в 388 возвратился из Рима в Северную Африку.

3 – Первые монашеские ордена

Общежительный уклад монашеской жизни, утвердился на Западе благодаря усилиям Св. Бенедикта Нурсийского (около 480 – 543). Познакомившись с житиями отцов-пустынников и монашеским уставом Св. Василия Великого, он приспособил монашескую жизнь к условиям Западной Европы.

В соответствии с системой Св. Бенедикта, каждый монастырь представлял собой самостоятельную единицу, и каждый монах был пожизненно связан со своим монастырем при помощи особого обета, воспрещающего перемену места жительства (stabilitas loci). Бенедикт смягчил принятую на Востоке строгость монашеской жизни. Он установил часы, в которые монахи собирались на молитву и службы – совместное пение канонических «часов» считалось главной обязанностью бенедиктинских монахов. Бенедиктинство стало определяющей формой монашеской жизни на Западе: к концу 8 в. большинство монахов Европы были бенедиктинцами.

В 910 году бенедиктинцы образовали Клюнийское аббатство, которое положило начало возникновению монашеских орденов на Западе. Монашеский устав Св. Бенедикта был дополнен принципом централизованного управления, согласно которому настоятель главного монастыря осуществлял руководство целой сетью подчиненных монастырей. Клюнийское аббатство оставалось сердцем монашеской жизни Запада с 10 по 12 в., пока не появилось аббатство Сито, принадлежавшее цистерцианцам, самым прославленным из которых был Св. Бернар Клервоский (1091-1153).

4 – Возникновение нищенствующих орденов

В начале 13 века появились ордена нищенствующих братьев: францисканцев (1209), доминиканцев (1216) и кармелитов (1226).

Францисканский орден был основан Франциском Ассизским (около 1181-1226), который услышав в церкви за литургией чтение 10 главы Евангелия от Матфея, истолковал его как обращенный лично к нему призыв жить в совершенной бедности и проповедовать Евангелие. Св. Франциск призывал буквально исполнять евангельские заповеди – помогать бедным, заботиться о больных и отказаться от всего ради Христа – и от богатства, и от учености. Братья-францисканцы не должны были иметь ничего своего и жить подаянием. Своей популярностью орден был обязан личности Св. Франциска, любовь которого простиралась на все творение. По преданию, он разговаривал с животными и птицами, и однажды даже обратился к стае птиц с проповедью, прося их восславить своего Творца.

Основатель доминиканского ордена Св. Доминик (около 1170-1221) был направлен папой Иннокентием III в Лангедок для борьбы с альбигойской ересью. Там у него родилась идея создать новый орден, который боролся бы с ересью при помощи проповеди. Доминиканский орден братьев-проповедников (fratres praedicatores) добавил к существовавшим ранее формам монашеской жизни новую форму, ориентированную на проповедническую и педагогическую деятельность. Братья-доминиканцы отличались хорошей теологической подготовкой и работали в городах и университетских центрах, преимущественно в среде образованных людей. Власть в доминиканском ордене устанавливается на основе свободного и общего голосования.

Орден кармелитов был основан группой отшельников, поселившихся на горе Кармель в Палестине во время крестовых походов. Учредителем ордена считается крестоносец Бертольд Калабрийский, по просьбе которого патриарх Альберт Иерусалимский составил устав ордена.

Кармелиты должны были жить в отдельных кельях, постоянно молиться, соблюдать строгие посты и значительное время проводить в полном молчании.

Орден кармелитов – это созерцательный орден: целью монашеской жизни кармелитов является единение с Богом путем непрестанной молитвы.

Женская ветвь ордена включает более 40 различных конгрегаций, в некоторых из которых введен строгий затвор: монахини не имеют право выходить за пределы монастыря, а разговаривать с посетителями могут только по разрешению настоятельницы и через толстую железную решетку.

5 – Святая гора Афон – сердце православного монашества

Первые монастыри на горе Афон начали появляться в 4 веке, то есть приблизительно в то же время, что и в Египте. По легенде, после вознесения Иисуса Пресвятая Богородица посетила Афон и благословила его, сказав:

«Да пребудет благодать Божия на месте сем и на пребывающих в нем с верою и со страхом, и я буду им заступницей».

И с первых веков христианства Афон начал заселяться монахами. По преданию, Ватопедский и Констамонитский монастыри были основаны императором Константином Великим (306-377).

Долгое время на Афоне не было крупных монастырей, здесь жили аскеты и отшельники, приходившие из других обителей в поисках совершенного уединения. Первым известным афонским святым является преподобный Петр Афонский (1-ая половина 9 века). С начала 10 века на Афоне началось формирование крупных монастырей, в которые объединялись более мелкие обители и группы отшельников. Постепенно сформировалась единая система управления Афона, включавшая общее собрание, Протат и совет игуменов.

К концу 10 века преобладающей формой монашеской жизни на Афоне стало общежительство. Начало этому было положено преподобным Афанасием Афонским. Он начал строительство большого общежительного монастыря, названного Великой Лаврой (датой ее основания считается 963 год). Для Великой Лавры прп. Афанасий Афонский разработал устав (Типикон, 973-975), а также Завещание. Многие положения этих документов вошли в уставы других афонских общежительных монастырей.

Запрет доступа женщин действовал на Святой Горе с самого начала ее заселения монахами. В Типиконе прп. Афанасия запрещается присутствие на Афоне не только женщин, но даже самок животных. Ибо по преданию, Христос даровал Афон Своей Матери, поэтому другим женщинам здесь нет места.

На рубеже 10 – 11 веков на Афоне жило около 3000 иноков. Афон соединял в одну монашескую общину представителей разных народностей, для которых Святая Гора стала высшей школой христианского подвижничества.


Период с 13 по 15 в. ознаменовался расцветом монашества на Афоне, получив известность как эпоха исихазма. Известная уже с 5 – 6 веков практика исихазма распространилась на Афоне во 2-й половине 13 века. В это время преподобный Никифор Уединенник написал труд «Слово о трезвении и хранении сердца», где подробно описана практика исихазма.

Дальнейшая история афонского исихазма связана с именами прп. Григория Синаита (60-е годы 13 в. – 40-е годы 14 в.) и свт. Григория Паламы (1296 – 1359), а также их учеников и сподвижников. Считается, что главным инициатором исихастского возрождения на Афоне был прп. Григорий Синаит. Обучившись умной молитве на Крите под руководством старца Арсения, прп. Григорий прибыл в начале 14 века на Афон. В то время среди святогорцев было немало подвижников, достигших высоких степеней созерцательной жизни, например, прп. Максим Кавсокаливит. Однако все они приобрели духовный опыт без наставников.

Прп. Григорий начал обучение афонских монахов практике умной молитвы. Его воспитанники предпочитали держаться в отдалении от больших обителей, в пустынных местах и скитах. Наибольшее число «безмолвствующих» обитало в окрестностях Великой Лавры. Идеалом исихастов стало скитское житье, при котором братия, пребывающая в уединении в течение всей недели, по субботам и воскресеньям и в дни праздников собиралась в храме для участия в богослужении и в причастии.

В своих трудах, Свт. Григорий Палама дал древней практике исихазма богословское обоснование. Основным его трудом считается «Триада в защиту священно-безмолвствующих».

6 – Монашество на Руси

На Руси монашество, или по-русски, иночество началось почти одновременно с принятием христианства. Основателями иночества на Руси были преподобные Антоний и Феодосий, жившие в Киево-Печерском монастыре, который стал центром монашеского движения в XI—XII вв. Монастырь этот начался с пещер, которые выкопал в песчаных берегах Днепра для своего отшельнического жития Антоний Печерский (983—1073).

Преподобный Антоний родился недалеко от Чернигова и начал свою монашескую жизнь на Святой горе Афон. Вернувшись на Русь, он положил начало монашеской общине. Однако он более тяготел к уединенной отшельнической жизни, и хотя он оставался духовным наставником братии, настоящим организатором монастыря стал Феодосий Печерский (1036—1091). Эти два инока были первыми русскими монахами, которых Православная Церковь признала святыми.

Православные монастыри строят свою жизнь по православному уставу – Типикону. Каждый монастырь имеет свой порядок жизни и свои правила, то есть свой монастырский устав. Все монахи должны выполнять определенные работы, которые по монастырскому уставу называются послушаниями. Кроме того, монахи участвуют в утренней и вечерней службах, читают Священное Писание и изучают аскетическую святоотеческую литературу. Молодые монахи, как правило, имеют наставников в духовной жизни – старцев, которые уже долго ведут монашескую жизнь и знают, как надо преодолевать препятствия, неминуемо возникающие на этом трудном пути. Женские православные монастыри живут по точно таким же правилам, как и мужские.

Все православные монахи носят черные одеяния, и черный цвет монашеских ряс является символом их «смерти для мира» с его грехами, но умерев для мира, они воскресают для новой жизни в духе Христовом.

Иноческая жизнь – это удел немногих избранных, которые имеют призвание, то есть непреодолимое желание всецело посвятить себя служению Богу.

Как и сказал о том Господь: «Кто может вместить, да вместит». (Мф. 19:12)

Святой Афанасий говорит, что в жизни есть два состояния:

«Одно – обыкновенное и свойственное человеческой жизни, то есть супружество; другое – ангельское и апостольское, выше которого быть не может, то есть девство или состояние иноческое».

Православное монашество имеет две степени – малый и великий образ ангельского жития, которые по-гречески называются «малая схима» и «великая схима».

При вступлении в монашество над послушником совершается обряд малой схимы. Он получает новое имя, как бы рождаясь заново, и дает монашеские обеты:

1) послушания, 2) безбрачия, 3) нестяжания и 4) непрестанной молитвы.

Монахиня в клобуке

Схимонахи в куколях
Когда наступает момент пострижения, монах трижды дает игумену ножницы в знак твердости своего решения. Игумен принимает ножницы и постригает послушнику волосы крестообразно, во имя Пресвятой Троицы, посвящая его тем самым на служение Господу.

В соответствии с обетом послушания, монашествующий должен избрать себе духовного наставника – старца – и отсекая свою волю, следовать его совету во всех делах. Таким образом, через отсечение своей воли и послушание, монах учится следовать воле Божией.

Монахи, принимающие великую схиму, получают еще одно имя, а вместе с ним и нового святого покровителя. Обеты великой схимы, в сущности, являются повторением обетов малой схимы, с акцентом на отречении от мира и всего мирского. В древности великосхимники давали дополнительный обет уйти в затвор и жить в полном одиночестве, и тем самым полностью умереть для мира, оставшись наедине Богом.

В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от другой братии и не имеют никаких послушаний, кроме непрестанной молитвы. На голове вместо клобука они носят куколь, который покрывает голову и плечи. Схимниками обычно называют тех монахов, которые пострижены в великую схиму.

Схимонашество возникло на Ближнем Востоке в 5 веке. С целью упорядочить отшельничество, император приказал пустынникам поселиться в монастырях. Пустынники, принявшие затвор в замену отшельничества, стали называться монахами великой схимы. Позднее монахи, живущие в обычных монастырях, в стремлении к высшим монашеским подвигам, принимали великую схиму и уходили в затвор, заменяя им отшельничество. Впоследствии затвор перестал быть обязательным для схимонахов.


To be continued.


Выход
Exit

Христианство
Christianity

Притчи Иисуса (толкование)
Jesus Parables Interpretation

Исихазм
Hesychasm

Валаамское монашество
Valaam Monkhood

Автор
Author

На главную
Home page


Извините, ссылки под красной чертой пока не работают.

Sorry, links under red line don’t work yet.

Жизнь Иисуса
Jesus's life

Путь Иисуса
Jesus's way

Притчи Иисуса
Jesus's parables

Евангелие
The Gospel

Католицизм
Catholicism

Православие
Orthodoxy

Протестантизм
Protestantism

Лютеранская церковь
Lutheran church

Англиканская церковь
Anglican Church

Баптисты
Baptist church

Евангелисты
Evangelical Church

Католические ордена
Catholic orders

Православные святые
Orthodox Saints

Мистика
Mysticism

Ад
Hades

Чистилище
Purgatory

Рай
Paradise

Ангелы
Angels

Бог
God

Основные термины
Glossary


Хостинг от uCoz