Христианство      Christianity



Валаамское монашество    Valaam Monkhood
English На Руси всегда было много монастырей,
насельниками их были самые разнообразные люди,
но всех их влекло одно – жажда общения с Богом.
Здесь Вы сможете узнать, что такое монашество с точки зрения насельников Валаамского монастыря, которые живут по самому строгому уставу на Святом острове Валаам, который называют Северным Афоном, и который является форпостом воинства Христова, защищающего Святую Русь.

1) Монашество – это дар Божий

Настоятель Валаамского монастыря игумен Панкратий говорит:
Монашество – это дар Божий, пользуясь которым человек может взойти на богообразную высоту голгофскую и приобщиться тому совершенству, к которому призван каждый из нас. Отцы воспринимали монашество, как здравницу, лечебницу, куда приходят не только люди совершенные, но и страждущие, больные, чая исцеления. И начинается наше покаяние, к которому призван всякий христианин с отрицания: это нельзя, то не положено, туда не ходи, этого не говори, это не ешь.

И, с точки зрения людей не церковных, не верующих, монахи – это самые бедные и несчастные люди. Но не так это на самом деле. Как говорили отцы:
«Если бы мир знал то блаженство, которым утешает Господь избранных своих, монашествующих, то весь мир отрекся бы от всего и последовал бы этому блаженному призванию».

Один из монахов продолжает разговор о монашестве:
В монастырь человек приходит из любви к Богу. Встретив на своем жизненном пути Иисуса Христа и почувствовав волю Божию, его милость, человек приходит спасать свою душу, обезображенную страстями и навыками мирскими, приходит, чтобы обрести здесь вечную жизнь и вечное спасение.

В монастырь приходят по призванию Божию, а не просто так, случайно или просто по стечению обстоятельств. Человек пытается жить живой жизнью с Богом, не формально: верю, не убиваю, не краду, – а действительно, всем сердцем хочет исполнять в своей жизни слова Христа:
«Кто любит меня, слово мое соблюдает».
Иоанн Златоуст (ок. 354-407):

«Как выбегают из горящего дома желающие спастись, так и из городов, где процветают беззакония, неправда и разврат, любители богомудрия и благочестия уходят в пустыни, ибо погибающих много, а спасающихся мало».

Иоанн Златоуст сказал эти слова в 4 веке. А в наше время? Разве не процветают беззакония? Разве не царят в наших городах неправда и разврат? Нам, живущим в 21 веке, кажется, что упадок нравов достиг уже предельной черты: молодые люди пьют пиво и водку, принимают наркотики, спят с кем попало, а тех, кто пытается жить праведной жизнью считают ненормальными. И куда пойти молодому человеку, если он не хочет жить по законам светского общества – в грехе и разврате?

2) Ступени монашества

Насельник Ильинского скита рассказывает о постепенном становлении монаха:
Человек, который хочет испытать себя в монашестве, он как паломник приезжает в монастырь и живет с братией, трудится вместе с ними, но не считается членом братства и не носит монашеские одежды.
Он испытывает себя, примеряется, и его испытывают духовники и старшие на послушании.
Если испытание это заканчивается с обоих сторон благополучно, то у этого человека есть возможность вступить в братию – ему благословляется подрясник, и он может становиться в строй вместе с братией и участвовать в молитвословиях и во всех действиях братии.
По прошествии еще какого-то периода времени, обычно это несколько лет, он продолжает свои испытания и испытывает себя и монастырскую жизнь. Если он оказывается крепким, мужественным и настойчивым в принятии своего решения, ему предлагают принять постриг. Иногда это бывает иноческий постриг, иногда сразу постригают в мантийные монахи, и он уже дает обеты во время таинства пострига: обеты послушания, воздержания и целомудрия, – и у него начинается настоящая монашеская жизнь.
Если он эту жизнь проводит успешно, то в конце этого пути у него есть возможность принять великий ангельский образ, то есть получить постриг в схиму.



В Валаамском монастыре существует 5 ступеней на пути к монашеству:

1) трудник, 2) кафтанник, 3) послушник, 4) инок и 5) мантийный монах.

В былые времена каждая ступень длилась 3 года. Сейчас можно стать монахом намного быстрее, ибо время поменялось – и люди уже не те. Однако есть один послушник в монастыре, который живет там уже 12 лет, и все еще не пострижен в монахи. То есть прохождение этих ступеней – это дело индивидуальное и зависит от личных качеств кандидата.

Игумен Панкратий рассказывает о возникновении монашества:

Считается, что первым монахом была Божья Матерь, которая заключила в себе всю глубину этого подвига, к которому стремится всякий монах. Другие говорят, что Иоанн Предтеча был тем уединенником, молитвенником и постником, который положил начало монашеской жизни.
Историки говорят, что начало такого жительства в Церкви положил апостол Марк, который был послан по жребию в Александию, в Египет, и там появились первые христианские общины, в которых никто не имел ничего своего, и все жили в нестяжательном духе христовом.
Но официально, начало самого института монашества положил Пахомий Великий (ок. 290-346).
И во всех Афонских храмах это иконографически символизируется: справа от входа в храм изображается преп. Пахомий в мирской одежде, и рядом с ним ангел Божий в монашеской одежде.
И ангел указывает перстом своим на куколь, который одет на его голове, и держит в другой руке свиток, на котором написано:
«О сем образе удобно спасешися».
То есть, шествуя этим путем, этим жительством, проходя свой подвиг по этому образу, ты сможешь удобно настигнуть то совершенство, к которому призван человек.

3) Послушания

Преподобный Иоанн Лествичник писал:

«Святые отцы псалмопение называют оружием, молитву стеною, непорочные слезы умывальницею, а блаженное послушание называют исповедничеством, без которого никто из страстных не узрит Господа».

Монашеская жизнь состоит из молитвы, псалмопения, литургии и послушаний.

Безусловно, центром монашеской жизни являются молитва и богослужение, но и без послушаний не обойтись, ибо монахи уходят из мира сего, погрязшего в разврате и беззакониях, и не хотят от него зависеть. Поэтому в монастырях ведут, как правило, натуральное хозяйство, стараясь обеспечить себя всем необходимым.

В хозяйстве Валаамского монастыря есть столярная мастерская, токарная мастерская, кузница, свечной цех, хлебопекарня, цех по выпечке просвир, а также ферма, на которой содержатся коровы, птичник с курами и даже собственное форелевое хозяйство.

Ответственный за послушания рассказывает:
Слово послушание говорит само за себя: послушание значит слушаешься. Главное к этому относиться духовно. Послушание – это не чисто физический труд, ты послушаешься – значит выполняешь любую работу, которую тебе благословляют – вот это есть послушание.
Без молитвы, без церковного богослужения, послушание, конечно, не будет полноценным, оно не сможет принести духовной пользы, если ты не сочетаешь смиренное послушание с молитвой и с причащением. Если ты не ходишь к своему духовнику и не открываешь свою душу Господу, то послушание не будет полноценным.

Любое послушание несется со смирением и с упованием на Господа: если поставил тебя игумен сюда, значит по воле Господа.

У нас монастырь большой, у нас послушаний очень много: послушания есть в гараже, послушания в столярке, у нас есть токарная мастерская, кузница есть, у нас большие сельхоз угодья, большая ферма, есть послушания в храме, в трапезной, нужны церковники, пономари – очень много работы. Послушаний хватает, и будут люди приходить, и будет все время находиться новая работа для них. Сколько будет людей, столько и будет работы.

Послушник рассказывает о своем послушании:
Отец Давид благословил нас на это послушание – изготовление свечей. Сейчас мы делаем это двумя способами – через литье трубки и с помощью барабанов. На барабане мы можем делать свечки от 1 мм до 1,5 см в диаметре. У всего, что в монастыре делается, один смысл – чтобы делать это перед Богом – вот и все.
Послушание на выпечке хлеба:
Хлеб мы печем на закваске, по старой технологии, как раньше пекли, еще до революции. Приготовляется закваска их хмеля и сахара, делается опара, потом настаивается и раскладывается в формы, и так выпекается хлеб. В древности все пекли хлеб на закваске.
Как говорится в Евангелии: «Женщина взяла закваску и положила три меры муки …» - отсюда видно, что этот хлеб еще во времена Ветхого завета пекли. Так в Ветхом Завете есть приношения из пресных хлебов и приношения из квасных хлебов. И мы печем бездрожжевой хлеб на закваске. Он очень полезный для здоровья, в нем много калорий – 600 калорий, поэтому от него больше здоровья, больше силы и желудки у братьев не болят, так как он переваривается лучше. И, слава Богу, что Господь вразумил нас вот так печь.

Послушание в трапезной:
Приготовляется пища в мире и любви служащих трапезной. То, что сделано с любовью, всегда оставляет след в душе человека. Перед началом послушания мы обязательно молимся, внимательно очень, и после послушания становимся вместе и благодарим Господа.

И бывает так, что идет всенощное бдение, а мы еще на кухне до десяти, до одиннадцати часов, и приходим уже на всенощное бдение измученные и уставшие, но сделавшие свое послушание.


To be continued.


На главную
Exit

Христианство
Christianity

Притчи Иисуса (толкование)
Jesus Parables Interpretation

Исихазм
Hesychasm

Монашество
Hesychasm

Автор
Author

На главную
Home page


Извините, ссылки под красной чертой пока не работают.

Sorry, links under red line don’t work yet.

Жизнь Иисуса
Jesus's life

Путь Иисуса
Jesus's way

Притчи Иисуса
Jesus's parables

Евангелие
The Gospel

Католицизм
Catholicism

Православие
Orthodoxy

Протестантизм
Protestantism

Лютеранская церковь
Lutheran church

Англиканская церковь
Anglican Church

Баптисты
Baptist church

Евангелисты
Evangelical Church

Католические ордена
Catholic orders

Православные святые
Orthodox Saints

Мистика
Mysticism

Ад
Hades

Чистилище
Purgatory

Рай
Paradise

Ангелы
Angels

Бог
God

Основные термины
Glossary


Хостинг от uCoz