Буддизм      Buddhism



Вторая проповедь Будды

Редакция Надежды Богдановой

English
Рассуждение о свойствах не-Атмана (Анатмана)

Анатмалакшана Сутра

Я слышал, что однажды Благословенный остановился в Варанаси, в «убежище игр» Исипатаны. И там Благословенный обратился к группе из пяти монахов:

Тело, о бхикшу, это не Атман. Будь оно Атман, оно бы не было подвержено страданию (дукха). И можно было бы сказать – «пусть мое тело будет таким или пусть оно не будет таким». Но именно потому, что тело – не Атман, оно подвержено страданию, и невозможно сказать ему, быть таким или другим.

Чувство, о бхикшу, это не Атман. Будь оно Атман, оно бы не было подвержено страданию (дукха). И можно было бы сказать – «пусть мое чувство будет таким или пусть оно не будет таким». Но именно потому, что чувство – не Атман, оно подвержено страданию, и невозможно сказать ему, быть таким или другим.

Восприятие, о бхикшу, это не Атман. Будь оно Атман, оно бы не было подвержено страданию (дукха). И можно было бы сказать – «пусть мое восприятие будет таким или пусть оно не будет таким». Но именно потому, что восприятие – не Атман, оно подвержено страданию, и невозможно сказать ему, быть таким или другим.

Мышление, о бхикшу, это не Атман. Будь оно Атман, оно бы не было подвержено страданию (дукха). И можно было бы сказать – «пусть мое мышление будет таким или пусть оно не будет таким». Но именно потому, что мышление – не Атман, оно подвержено страданию, и невозможно сказать ему, быть таким или другим.

Сознание, о бхикшу, это не Атман. Будь оно Атман, оно бы не было подвержено страданию (дукха). И можно было бы сказать – «пусть мое сознание будет таким или пусть оно не будет таким». Но именно потому, что сознание – не Атман, оно подвержено страданию, и невозможно сказать ему, быть таким или другим.

Как вы считаете, бхикшу, тело постоянно или непостоянно?
– Непостоянно, владыка.
А то, что непостоянно, легко или беспокойно?
– Беспокойно, владыка.
И разве подходяще о непостоянном, беспокоящем, подверженном изменениям, думать: «Это мое, это мое Я, вот что Я»?
– Нет, владыка.

Как вы считаете, бхикшу, чувство постоянно или непостоянно?
– Непостоянно, владыка.
А то, что непостоянно, легко или беспокойно? – Беспокойно, владыка.
И разве подходяще о непостоянном, беспокоящем, подверженном изменениям, думать: «Это мое, это мое Я, вот что Я»?
– Нет, владыка.

Как вы считаете, бхикшу, восприятие постоянно или непостоянно?
– Непостоянно, владыка.
А то, что непостоянно, легко или беспокойно?
– Беспокойно, владыка.
И разве подходяще о непостоянном, беспокоящем, подверженном изменениям, думать: «Это мое, это мое Я, вот что Я»?
– Нет, владыка.

Как вы считаете, бхикшу, мышление постоянно или непостоянно?
– Непостоянно, владыка.
А то, что непостоянно, легко или беспокойно?
– Беспокойно, владыка.
И разве подходяще о непостоянном, беспокоящем, подверженном изменениям, думать: «Это мое, это мое Я, вот что Я»?
– Нет, владыка.

Как вы считаете, бхикшу, сознание постоянно или непостоянно?
– Непостоянно, владыка.
А то, что непостоянно, легко или беспокойно?
– Беспокойно, владыка.
И разве подходяще о непостоянном, беспокоящем, подверженном изменениям, думать: «Это мое, это мое Я, вот что Я»?
– Нет, владыка.

Так что, бхикшу, какое бы то ни было тело – прошедшее, будущее или нынешнее, внутреннее или внешнее, грубое или тонкое, обычное или возвышенное, далекое или близкое – на всякое тело при верном распознавании следует смотреть так: «Это не мое, это не мое Я. Это не то, что я есть».

И какое бы ни было чувство – прошедшее, будущее или нынешнее, внутреннее или внешнее, грубое или тонкое, обычное или возвышенное, далекое или близкое – на всякое чувство при верном распознавании следует смотреть так: «Это не мое, это не мое Я. Это не то, что я есть».

И какое бы ни было восприятие – прошедшее, будущее или нынешнее, внутреннее или внешнее, грубое или тонкое, обычное или возвышенное, далекое или близкое – на всякое восприятие при верном распознавании следует смотреть так: «Это не мое, это не мое Я. Это не то, что я есть».

И какое бы ни было мышление – прошедшее, будущее или нынешнее, внутреннее или внешнее, грубое или тонкое, обычное или возвышенное, далекое или близкое – на всякое мышление при верном распознавании следует смотреть так: «Это не мое, это не мое Я. Это не то, что я есть».

И какое бы ни было сознание – прошедшее, будущее или нынешнее, внутреннее или внешнее, грубое или тонкое, обычное или возвышенное, далекое или близкое – на всякое сознание при верном распознавании следует смотреть так: «Это не мое, это не мое Я. Это не то, что я есть».

Видя это, благородный ученик освобождается от наваждения тела, от наваждения чувств и восприятий, мышления и сознания. Освободившись от чар, он становится бесстрастным – и бесстрастие освобождает его.

С освобождением появляется знание – свободен – рождение исчерпано, святая жизнь достигнута, задача выполнена. Ничего более для этого мира.

Так сказал Благословенный. И монахи с радостью в сердце приняли сказанное им.

И во время этого объяснения сердца пяти монахов были освобождены из мысленных потоков.



Словарь


1) Дукха (в переводе с санскрита: страдание, боль, горе, несчастье)

Дукха – это страдание как неотъемлемая характеристика бытия.

Некоторые исследователи буддизма предлагают переводить термин дукха как неудовлетворенность или беспокойство.

Где бы ни находились живые существа, везде их преследуют страдания. Всюду есть старость, болезнь и смерть. Везде есть соприкосновение с неприятными ощущениями и всегда, рано или поздно, возникают ситуации, порождающие боль, неудовлетворенность и отчаяние.

В буддизме страдание изначально, неизменно и сопровождает все проявления бытия: страдают животные, страдают обитатели адов, страдают голодные духи (преты) и даже божества тоже страдают.

Любое наслаждение недостаточно интенсивно и быстротечно по сравнению с ожиданиями – вслед за ним всегда приходит разочарование, боль утраты и мучительное стремление к повторению наслаждения – все это порождает неудовлетворенность и беспокойство, которые являются нашими вечными спутниками в этом мире.

Существует три вида страданий:

1) Страдания страданий – это страдания сами по себе: физическая и душевная боль, страх, разочарование, отчаяние, депрессия.

2) Страдания перемен – это страдания, которые появляются благодаря изменчивости мира.

Такие страдания могут восприниматься как удовольствия, но на самом деле это лишь ослабление боли. Представьте себе, что вы сильно замерзли и вошли в теплое помещение – первое время вы испытываете удовольствие от тепла, но вскоре вам становится жарко, вы начинаете страдать от тепла и уже ищете холода. Так происходит со всем, к чему бы ни стремился человек.

3) Всепроникающее страдание – это страдание, которое возникает благодаря неведению (авидья) или заблуждению относительно истинной природы реальности.

Человек находится под влиянием кармы (тенденций, порожденных его прошлыми поступками), а также под влиянием пагубных и бесплодных эмоций, таких как ненависть и привязанность – и все это вовлекает его в круговорот сансары, сущностью которой является страдание.


2) Атман (в переводе с санскрита: душа, дух)

Атман – это душа мировая и индивидуальная, это Абсолютный дух и истинное «Я» человека.

В философии Веданты Атман – это единый, присутствующий во всем сущем Абсолютный дух, свободный от любой обусловленности и от любых признаков субъекта и объекта.

Согласно «Атхарваведе» Атман – это мировая душа.

В большинстве текстов Упанишад Атман рассматривается как духовный абсолют, бестелесная первопричина мира и внутренняя сущность всех его проявлений и процессов.

В Бхагавадгите написано: «Главная суть (человека) есть Атман» (8:3).

Таким образом, Атман – это главная суть человека, его истинное «Я», в противоположность ложному эгоистическому «Я», которое человек считает собой.


3) Анатман (в переводе с санскрита: не-Атман)

Концепция Анатмана – это отсутствие Абсолютного духа и истинного «Я» человека.

В своей Второй проповеди Будда говорит, что все то, что обычно человек отождествляет с собой – тело, чувство, восприятие, мышление и сознание – не может быть Атманом, ибо все это изменчиво и подвержено дукхе (страданию).

Казалось бы, отсюда следует только вывод, что истинное «Я» человека – это не тело, не чувство, не восприятие, не мышление и не сознание, а нечто другое. То есть Будда во Второй проповеди вовсе не говорит об отсутствии Атмана, он говорит лишь о том, что ложное «Я» человека – то, что человек обычно отождествляет с собой – тело, чувство, восприятие, мышление и сознание – это не Атман.

Однако последователи Будды трактуют эту проповедь как учение об отсутствии Атмана. Почему? Возможно потому, что сказав, что не является Атманом, Будда не сказал, а что же является Атманом.

Но Будда говорит:

«Многое я познал, но не объявляю вам, ибо я открываю вам те истины, которые полезны. А те истины, которые бесполезны, я не открываю вам, ибо они не ведут к спокойствию, к просветлению и к нирване».


Возможно, знание того, что представляет собой Атман, не приносит пользы тому, кто идет по Восьмеричному пути к пробуждению?



Выход
Exit
Буддизм
Buddhism

Первая проповедь Будды
The first sermon of Buddha

Четыре Благородные Истины
Four Noble Truths

Восьмеричный Путь
Noble Eightfold Path

Третья проповедь Будды
The third sermon of Buddha

Йога-сутра Патанджали
Yoga Sutras Patanjali

Дао дэ Цзин (Книга о Пути)
Dao De Jing (Classic of the Way)

Луньюй (Изречения)
Lunyu (Analects)

Курс чудес
Course in Miracles

Новая Эра
New Age

Индуизм
Hinduism

Автор
Author

На главную
Home page


Извините, ссылки под красной чертой пока не работают.

Sorry, links under red line don’t work yet.

Жизнь Будды
Buddha's life

Путь Будды
Buddha's way

Традиционный буддизм
Traditional Buddhism

Ключевые концепции
Main ideas

Махаяна
Mahayana

Хинаяна
Hinayana

Тибетский буддизм
Tibetan Buddhism

Тхеравада
Theravada

Дзэн-буддизм
Zen Buddhism

Дхаммапада
Dhammapada

Алмазная сутра
Diamond Sutra

Джатаки
Jataka tales

Мистика
Mysticism

Ад
Hades

Рай
Paradise

Ангелы
Angels

Бог
God

Основные термины
Glossary

На главную
Home page


Хостинг от uCoz