Буддизм      Buddhism



Благородный Восьмеричный Путь

English
Восьмеричный Путь – это путь, ведущий к прекращению страданий и к достижению пробуждения, который был заново открыт Буддой Гаутамой.

Этот путь помогает увидеть истинную природу вещей, или, другими словами, он помогает человеку осознать, что собой представляет реальность. Этот путь также дает возможность избавиться от жажды наслаждений, злобы и невежества, то есть от трех корней порока, которые присутствуют в уме каждого непросветленного человека.

Восьмеричный Путь представляет собой четвертую из Четырех Благородных Истин. Он состоит из восьми ступеней, осваивать которые надо постепенно. Также он называется Срединным путем (маджима патипада), так как отвергает две крайности:

стремление к наслаждениям и склонность к умерщвлению плоти.

В буддийской символике Восьмеричный Путь обычно представляют в виде «колеса Дхармы» с восьмью спицами, которые означают восемь элементов пути.

Все элементы Пути начинаются со слова «правильный», которое также означает «идеальный» или «совершенный».

Восьмеричный Путь состоит из восьми ступеней, которые объединяются в три группы:
1) мудрость, 2) нравственность и
3) сосредоточение.
Мудрость: 1) правильное видение,
2) правильное намерение.
Нравственность: 3) правильная речь,
4) правильные действия,
5) правильный образ жизни.
Сосредоточение: 6) правильное усилие,
7) правильная внимательность,
8) правильное сосредоточение.

1 – Мудрость

Мудрость, которую иногда переводят как «распознавание» или «различение», в начале Пути указывает правильное направление к пониманию реальности. Мудрость позволяет развивать качества, необходимые для проникновения в истинную природу вещей. На последней стадии, когда ум развит практиками нравственности и сосредоточения, мудрость приводит к возникновению истинного Знания.

1) Правильное Видение

Правильное Видение – это правильные взгляды на жизнь, природу и мир, которые позволяют их увидеть такими, какие они есть на самом деле.

Правильные Видение (самма-диттхи) также можно перевести как «Правильные Взгляды» или «Правильное Понимание». Это правильный способ рассмотрения жизни, природы и мира, который показывает, как устроена реальность на самом деле.

На первом этапе пути человек должен понять, кто он такой и куда он идет. Новичок начинает с рассуждений о причинах существования человека, о причинах страданий, болезней и старости. Он пытается понять, что вызывает жажду наслаждений, и почему в этом мире так много злобы и невежества. Таким образом, Правильное Видение начинается с концепций и суждений, но со временем, за счет практики Правильного Сосредоточения, этот фактор преображается в мудрость, которая уничтожает пороки ума.

2) Правильное Намерение

Правильное Намерение – это намерение избавиться от вредных желаний и привязанностей, и полностью посвятить себя духовному пути.

Правильное Намерение (самма-санкаппа) также можно перевести как «Правильное Стремление» или «Правильная Решимость».

Это решимость освободиться от недоброжелательности и не причинять вред другим живым существам. Это решимость освободиться от стремления к наслаждениям, богатству и власти, и посвятить себя духовному поиску.

На первом этапе это волевое решение ученика, который, посмотрев на все сквозь линзу Четырех Благородных Истин, начинает понимать истинную природу реальности и свое место в ней. Со временем, при углублении в практику сосредоточения, стремление к наслаждениям, богатству и власти отпадают сами собой, и дальнейшее продвижение по духовному пути продолжается естественным образом.

2 – Нравственность

Чтобы достичь гармонии, человек должен воздерживаться от аморальных действий и речей, ибо они загрязняют ум и мешают сосредоточению.

В целом буддистскую этику можно свести к Пяти Заповедям:

1) не лги, 2) не убивай, 3) не бери того, что тебе не принадлежит,
4) не прелюбодействуй, 5) не употребляй наркотиков.


Соблюдение этих простых заповедей ведет к душевной гармонии и к чистоте ума.

3) Правильная Речь

Правильная Речь (самма-вача) – это умение правильно использовать речь, воздерживаясь от лжи, от слов, сеющих распри, от грубых слов и от пустословия.

Воздерживаясь от лжи, человек говорит правду, он всегда придерживается правды, поэтому он надежен и ему можно доверять.

Воздерживаясь от слов, сеющих распри, человек никогда не говорит того, что может поссорить людей, напротив, он улаживает ссоры и укрепляет дружбу и радуется согласию.

Воздерживаясь от грубых слов, он говорит только мягкие слова, проникающие в сердце и радующие остальных.

Воздерживаясь от пустословия, человек говорит в нужный момент и только слова достойные – связанные с целью и объясняющие Дхарму.

4) Правильные Действия

Правильные Действия – это стремление вести себя правильно с моральной точки зрения во всех своих делах и никогда не совершать поступков, которые приносят вред окружающим.

Правильные Действия (самма-камманта) также можно перевести как «Правильное Поведение».

Правильные Действия связаны с деятельностью физического тела и сводятся, в основном, к трем запретам:

1) воздержание от убийства каких-либо живых существ,
2) воздержание от воровства (никогда не брать чужого),
3) воздержание от прелюбодеяния (для монахов, это обет безбрачия).


5) Правильный Образ Жизни

Правильный Образ Жизни (самма-аджива) – это стремление построить свою жизнь правильно с точки зрения буддийских моральных принципов.

Правильный Образ Жизни связан, прежде всего, со способами получения средств к существованию. Чтобы достичь внутреннего мира, человек не должен заниматься делами, которые прямо или косвенно наносят вред другим живым существам.

Есть пять видов дел, которыми не стоит заниматься:

1) Дела, связанные с изготовлением и продажей оружия, а также инструментов для убийств;
2) Дела, связанные с торговлей живыми существами – работорговля, проституция;
3) Дела, связанные с производством мяса, так как для получения мяса убивают животных;
4) Дела, связанные с одурманивающими веществами – производство алкоголя и наркотиков и торговля ими;
5) Дела, связанные с любым видом обмана – получение денег неправедными или преступными путями.


3 – Сосредоточение

Сосредоточение (самадхи) – это состояние просветления, которое достигается при помощи медитации.

Самадхи переводится с санскрита как «сосредоточение; соединение вместе или слияние; растворение или отождествление».

В состоянии самадхи сознание достигает покоя, так как снимаются все противоречия, и человек начинает видеть истинную природу вещей.

Такое состояние ума достигается при помощи медитативной практики, которая успокаивает и собирает ум в единении. Это необходимо для развития истинной мудрости, которая приходит за счет прямого переживания и прямого познания, а не интеллектуального знания, которое человек получает в виде концепций и идей.

6) Правильное Усилие

Правильное Усилие – это устойчивое усилие, которое надо прикладывать, чтобы отбросить все пагубные мысли, слова и поступки, и поддержать все благотворные мысли, слова и поступки.

Правильное Усилие (самма-вайяма) также можно перевести как «Правильное Усердие».

Если человек пытается изменить свою жизнь, то старые вредные мысли и идеи, связанные с его прежней жизнью, постоянно пытаются увести его с истинного пути. Поэтому необходимо прикладывать постоянное усилие, чтобы избавляться от плохих мыслей и закреплять в своем уме хорошие мысли, слова и поступки по отношению к самому себе и к окружающим, причем так, чтобы это не вызывало трудностей.

Правильное Усилие называют четырехкратным, так как оно должно одновременно делать четыре вещи:

1) Предотвращать появление негативных состояний ума,
2) Устранять возникшие негативные состояния ума,
3) Взращивать положительные состояния ума,
4) Поддерживать имеющиеся положительные состояния ума.


7) Правильная Внимательность

Правильная Внимательность – это постоянная бдительность к тому, что происходит с телом и умом, и правильное осознание их истинной природы.

Правильная Внимательность (самма-сати) также переводится как «Правильная Осознанность», «Правильное Внимание» и «Правильное Памятование».

Практикующий должен постоянно помнить о том, что уже изучено, и правильно осознавать тело и чувства, ум и качества ума как вещи бренные, преходящие и не представляющие ценности. Это позволяет освободиться от привязанности к ним и сосредоточиться на истине.

Правильную Внимательность называют четырехсторонней, так как практикующий должен быть внимательным к четырем вещам:

1) к телу, 2) к чувствам, 3) к состояниям ума и 4) к мыслям.

Практикующий должен держать свой ум в состоянии «голого внимания» – отстраненного наблюдения за тем, что происходит с ним и вокруг него – все суждения и объяснения должны быть отброшены.

Осознанное наблюдение явлений ведет к тому, что человек начинает различать их возникновение и угасание, и со временем сможет увидеть прямым видением «Три характеристики Дхармы»:

1) непостоянство, 2) безличность и 3) страдательность.

Благодаря этому возникает прозрение, и человек освобождается от привязанности к земным вещам и печали по поводу их утраты.

8) Правильное Сосредоточение

Правильное Сосредоточение (самма-самадхи) – это медитативная практика сосредоточения ума на каком-либо объекте или явлении.

Практикующий настраивает свой ум на какой-либо объект, пока не достигает полного сосредоточения и состояния медитативной поглощенности – дхьяны. В этом состоянии разум освобождается от загрязнений и человек начинает видеть истинную природу вещей.

Существует четыре дхьяны или четыре степени сосредоточения:

1) в первой дхьяне практикующий направляет ум на объект медитации и удерживает его на этом объекте, при этом он наслаждается радостью чистого мышления и покоем отрешенности от всего земного;

2) во второй дхьяне необходимость удержания ума на объекте пропадает, так как ум достигает состояния внутреннего равновесия, и практикующий испытывает восторг и счастье, рожденные внутренним покоем и единением ума;

3) в третьей дхьяне восторг успокаивается, ум переходит в состояние невозмутимости, и практикующий наслаждается радостью безразличия;

4) в четвертой дхьяне практикующий освобождается от всех чувств и пребывает в состоянии полной невозмутимости и осознанности – он не испытывает ни радости, ни боли.

На последней ступени достигается желанная цель – прекращаются страдания, и практикующий достигает состояния нирваны.


Выход
Exit
Буддизм
Buddhism

Первая проповедь Будды
The first sermon of Buddha

Четыре Благородные Истины
Four Noble Truths

Вторая проповедь Будды
The second sermon of Buddha

Третья проповедь Будды
The third sermon of Buddha

Йога-сутра Патанджали
Yoga Sutras Patanjali

Дао дэ Цзин (Книга о Пути)
Dao De Jing (Classic of the Way)

Луньюй (Изречения)
Lunyu (Analects)

Курс чудес
Course in Miracles

Новая Эра
New Age

Индуизм
Hinduism

Автор
Author

На главную
Home page


Извините, ссылки под красной чертой пока не работают.

Sorry, links under red line don’t work yet.

Жизнь Будды
Buddha's life

Путь Будды
Buddha's way

Традиционный буддизм
Traditional Buddhism

Ключевые концепции
Main ideas

Махаяна
Mahayana

Хинаяна
Hinayana

Тибетский буддизм
Tibetan Buddhism

Тхеравада
Theravada

Дзэн-буддизм
Zen Buddhism

Дхаммапада
Dhammapada

Алмазная сутра
Diamond Sutra

Джатаки
Jataka tales

Мистика
Mysticism

Ад
Hades

Рай
Paradise

Ангелы
Angels

Бог
God

Основные термины
Glossary

На главную
Home page


Хостинг от uCoz